Сайт учителя-логопеда Моториной Натальи Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
01.27.2016, 0:34 AM

Нетрадиционные методы воз­действия в деятельности лого­педа становятся перспектив­ным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

На сегодняшний день ме­тодов нетрадиционного воз­действия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, АПИ-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др.), но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесооб­разными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного то­нуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучше­ние психоэмоционального со­стояния детей.

 

АРОМАТЕРАПИЯ

Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.

ЦЕЛИ

• Нормализовать мышечный тонус

• Повышать работоспособ­ность, настроение, уверен­ность в себе.

Ученые доказали, что некоторые обонятельные раздражители влияют на мно­гие функции. С помощью ма­сел можно нормализовать арте­риальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевоз­буждение, поднять работоспо­собность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется при­менять масло лимона, обладаю­щее высоким эффектом воздей­ствия. Уже через несколько минут резко улучшается на­строение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут дея­тельности. Ароматы воздейству­ют и на концентрацию внима­ния. Японские ученые выясни­ли, что количество ошибок при письме уменьшается при насы­щении воздуха запахами ла­ванды — на 20%, жасмина — на 25, лимона — на 50%.

Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успока­ивающее воздействие (гармо­низируют через арома лампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей  можно ис­пользовать розмарин, шал­фей, лаванду, масло чайного дерева.

ОБОРУДОВАНИЕ

Ароматизационные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромалампе, нагреваю­щая воду в чаше и способству­ющая испарению масла с ее поверхности); аромамедальоны (можно использовать упаковку от « киндер-сюрпризов »).

Во время работы необходи­мо соблюдать принципы аро­матерапии.

• В связи с привыканием к запахам у человека постепен­но снижается активность даже самых эффективных или лю­бимых композиций. Поэтому не реже чем каждые месяц-полтора вносите хотя бы не­большие изменения в их со­став.

• При применении эфир­ных масел помните об опре­деленных противопоказаниях, внимательно читайте аннота­ции к препаратам.

• При выборе руководства по ароматерапии избегайте цели­телей, обещающих избавление от всех болезней и умалчива­ющих о противопоказаниях и возможных осложнениях.

Вероятное положительное влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел

Гераниевое — снимает стресс и состояние тревоги.

Лавандовое — снимает стресс, состояние тревоги, де­прессию, повышает концент­рацию внимания.

Мятное — повышает на­строение.

Ромашковое (аптечная, рим­ская ромашка) — успокаива­ет, способствует запоминанию.

Розмариновое — улучшает память, действует расслабляюще.

Эвкалиптовое — устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резерв­ные силы в организме; ожив­ляет умственную деятельность, ясность ума.

Масло чайного дерева — эмо­циональный антисептик; лик­видирует истерию и паникер­ство; развивает самостоятель­ность, активизирует процессы восприятия и запоминания, по­могает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.

Пихтовое — устраняет астенодепрессивные состояния, чувство неуверенности, необос­нованное беспокойство. Анти­септическое средство при ви­русных инфекциях.

Кедровое — устраняет нер­возность, растерянность, упо­рядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.

 

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ЦЕЛИ

• Создавать положительный эмоциональный фон реабили­тации (снятие фактора тре­вожности, неуверенности).

• Стимулировать двигатель­ные функции.

• Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощу­щения, восприятия, пред­ставления) и сенсорные спо­собности.

• Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

• Растормаживать речевую функцию.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучша­ют обмен веществ, стимули­руют дыхание и кровообраще­ние. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, сни­мает мышечное напряже­ние...» (Р. Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует цент­ральную нервную систему (А.Р. Гуськов, С.А. Мамулов, И.Р. Тарханов).

Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адапти­рованы для малышей. Поэто­му необходимо использовать эти возможности в терапевти­ческих целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р. Вагнера, оперетты Ж. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля с их нарастающим ритмом. Улуч­шению настроения способству­ют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и большинство про­изведений В.А. Моцарта. Сона­ты Л. ван Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллек­туальную деятельность, про­явить творчество. Эти произве­дения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий ус­покаивающе действует на не­рвную систему, приводит в равновесие процессы возбуж­дения и торможения. «Каприз № 24» Н. Паганини повыша­ет тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы спо­собствуют пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайков­ского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена.

Во время музыкальных се­ансов следует соблюдать такие принципы:

— продолжительность про­слушивания должна состав­лять не более 10 мин в тече­ние всего занятия;

— использовать только те произведения, которые нра­вятся детям;

— лучше ис­пользовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки мо­жет быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, нена­вязчивым фоном любого дру­гого занятия. С этой целью я использую специально созданные для детей инструменталь­ные композиции Р. Блаво.

Музыкотерапевтическое на­правление работы способству­ет:

— улучшению общего эмо­ционального состояния детей;

— улучшению исполнения качества движений (развива­ются выразительность, рит­мичность, координация, плав­ность, серийная организация движений);

— коррекции и развитию ощущений, восприятий, пред­ставлений;

— стимуляции речевой функ­ции;

— нормализации просоди­ческой стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

 

ХРОМОТЕРАПИЯ

(ЦВЕТОТЕРАПИЯ, СВЕТОТЕРАПИЯ)

ЦЕЛИ

• Нормализовать мышечный тонус.

• Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно замети­ли, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способ­ствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздра­жают, угнетают (В.М. Бехте­рев, В.А. Скумин). Терапевти­ческие возможности цвета были подтверждены результа­тами научных исследований.

Воздействие цвета на организм ребенка

 

Цвет

Положительное влия­ние на организм

Синий, голубой

Успокаивающее дейст­вие, расслабляющий эф­фект, снижение спазмов, тормозящее действие

Красный, розовый

Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов

Зеленый

Успокаивающее дейст­вие, создание хорошего настроения

Желтый

Цвет радости и покоя, нейтрализация негатив­ного состояния

 

 

Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.

Было замечено, что хромо­терапия на индивидуальных коррекционных занятиях бла­готворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно со­здать цветовой фон освещения (на светильник накинуть ши­фоновый шарф определенного цвета, который не затемняет по­мещение, а создает мягкий свет определенной цветовой гаммы).

Су-джок терапия

ЦЕЛИ

• Нормализовать мышечный тонус.

• Опосредованно стимулиро­вать речевые области в коре головного мозга.

Су-джок акупунктура

(су —кисть, джок — стопа) послед­нее достижение восточной ме­дицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко ов­ладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медика­ментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддер­живать себя в состоянии здоро­вья с помощью воздействия на определенные точки.

Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилуч­ший метод самопомощи, суще­ствующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.

Исследования невропатоло­гов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирова­ние речевых областей коры го­ловного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчи­ковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисовани­ем в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Эффективность применения нетрадиционных методов тера­пии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В про­цессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладе­вает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Блаво Р. Исцеление музы­кой. СПб., 2003.

2. Блаво Р. Музыка здоровья. СПб., 2002.

3. Кацер О.В. Роль искусст­ва и артпедагогики в профилак­тике и коррекции задержки пси­хического развития и наруше­ний речи детей // Музыкальная палитра. 2003. № 3.

4. Ощепкова ИТ., Верясова Т.В. Система коррекционной ра­боты по формированию графо-мо­торного компонента у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Екатеринбург, 2003.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: natalyamotorina
Просмотров: 609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Управление образования Серпуховского района
  • Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок"
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz