Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, АПИ-, глина-, воско-, кристаллотерапия и др.), но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.
АРОМАТЕРАПИЯ
Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.
ЦЕЛИ
• Нормализовать мышечный тонус
• Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Ученые доказали, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции. С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды — на 20%, жасмина — на 25, лимона — на 50%.
Масла ромашки, лаванды и мандарина оказывают успокаивающее воздействие (гармонизируют через арома лампу). Для создания особенного настроения и повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду, масло чайного дерева.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ароматизационные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с ее поверхности); аромамедальоны (можно использовать упаковку от « киндер-сюрпризов »).
Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.
• В связи с привыканием к запахам у человека постепенно снижается активность даже самых эффективных или любимых композиций. Поэтому не реже чем каждые месяц-полтора вносите хотя бы небольшие изменения в их состав.
• При применении эфирных масел помните об определенных противопоказаниях, внимательно читайте аннотации к препаратам.
• При выборе руководства по ароматерапии избегайте целителей, обещающих избавление от всех болезней и умалчивающих о противопоказаниях и возможных осложнениях.
Вероятное положительное влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел
Гераниевое — снимает стресс и состояние тревоги.
Лавандовое — снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.
Мятное — повышает настроение.
Ромашковое (аптечная, римская ромашка) — успокаивает, способствует запоминанию.
Розмариновое — улучшает память, действует расслабляюще.
Эвкалиптовое — устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.
Масло чайного дерева — эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникерство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.
Пихтовое — устраняет астенодепрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.
Кедровое — устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
ЦЕЛИ
• Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности).
• Стимулировать двигательные функции.
• Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
• Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
• Растормаживать речевую функцию.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение...» (Р. Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему (А.Р. Гуськов, С.А. Мамулов, И.Р. Тарханов).
Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р. Вагнера, оперетты Ж. Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля с их нарастающим ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф. Гайдна, Д. Россини и большинство произведений В.А. Моцарта. Сонаты Л. ван Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз № 24» Н. Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунная соната» Л. ван Бетховена.
Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:
— продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;
— использовать только те произведения, которые нравятся детям;
— лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия. С этой целью я использую специально созданные для детей инструментальные композиции Р. Блаво.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
— улучшению общего эмоционального состояния детей;
— улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
— коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
— стимуляции речевой функции;
— нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
ХРОМОТЕРАПИЯ
(ЦВЕТОТЕРАПИЯ, СВЕТОТЕРАПИЯ)
ЦЕЛИ
• Нормализовать мышечный тонус.
• Нейтрализовать негативное состояние.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают (В.М. Бехтерев, В.А. Скумин). Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований.
Воздействие цвета на организм ребенка
Цвет
|
Положительное влияние на организм
|
Синий, голубой
|
Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие
|
Красный, розовый
|
Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов
|
Зеленый
|
Успокаивающее действие, создание хорошего настроения
|
Желтый
|
Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния
|
Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет помещение, а создает мягкий свет определенной цветовой гаммы).
Су-джок терапия
ЦЕЛИ
• Нормализовать мышечный тонус.
• Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Су-джок акупунктура
(су —кисть, джок — стопа) последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах — это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Блаво Р. Исцеление музыкой. СПб., 2003.
2. Блаво Р. Музыка здоровья. СПб., 2002.
3. Кацер О.В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей // Музыкальная палитра. 2003. № 3.
4. Ощепкова ИТ., Верясова Т.В. Система коррекционной работы по формированию графо-моторного компонента у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Екатеринбург, 2003.
|