Сайт учителя-логопеда Моториной Натальи Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [6]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

«ЛЕГО» - технология в логопедической практике с дошкольниками с ОВЗ
01.27.2016, 0:26 AM

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает постоянное совершенствование методов и обучающих средств, повышающих эффективность образования, воспитания и коррекционного воздействия, создание  новых технологий, эффективных программ воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.

В нашем детском саду, работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопедам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной работе использовать наборы конструктора «ЛЕГО».      

    С древних времен в истории развития человечества огромное значение имели различные игры с подручными материалами (песком, водой, растениями). Затем на смену им пришли деревянные блоки. XX век ознаменован появлением новых материалов (резины, пластмассы), которые нашли свое применение в игровой деятельности человека.

История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года, когда LEGO Company в Дании начала производить деревянные изделия высокого качества, включающие в себя строительные материалы. В 1947 году производство деревянных деталей сменилось на изготовление мануфактурных пластмассовых изделий. Появился пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями и с тех пор элементы ЛЕГО во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом.

      В логопедической практике активно используются, преобразуются и разрабатываются современные коррекционно-развивающие технологии, комплексное применение которых позволяет получить положительные результаты в обучении, коррекции и развитии детей с общим недоразвитием речи.
     Одна из ведущих технологий в работе учителя – логопеда – это игровая технология.
     Игровые технологии  рассматриваются как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса обучения, объединенное общим сюжетом, содержанием и персонажем.  Все игровые технологии направлены на оптимизацию процесса обучения.

ЛЕГО - педагогика - новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие хорошие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность.

Неоспоримо удобство в применении ЛЕГО ДАКТА. Конструктор можно использовать на полу и на столе, применять на уроке, в игре, на занятии и не бояться, при этом, его сломать. Важно уметь использовать игровые приемы ЛЕГО на коррекционных занятиях, т. к. работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию.

Наборы «ЛЕГО» в силу своей педагогической универсальности оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  1. развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  2. формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
  3. формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декораций для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
  4. постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  5. формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  6. овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  7. формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  8. развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  9. развитию эмоционально-волевой сферы;
  10. тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

        Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Конструктивно-игровую деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекцию нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

 Вот некоторые примеры использования ЛЕГО в логопедической практике:

 

1. Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы.  Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Например, при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (Котёнок без чего?- Без хвоста.)

Отрабатывая темы словаря, можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству. Проводя занятия с построением на лексические темы, дети учатся общаться как между собой, так и с логопедом. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала корректируемого логопедом, потом и спонтанного, или наоборот.

 

2. Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок»).

3. Конструирование моделей для выработки плавной воздушной струи.

4. С помощью этого конструктора можно легко делать массаж руки, так как кирпичики имеют выпуклые кнопочки.

5. Использование конструктора ЛЕГО для профилактики нарушения зрения (развития координации «глаз - рука»).

6. Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток).

 

7. Конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука.

 

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование синего и зеленого роботов для раскладывания перед ними картинок).

 

9. При помощи ЛЕГО - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза.

 

10. Составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками (предлогами).

 

11.При проведении диагностики свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.

 

12.Театрализованные игры (у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Составление рассказов по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.

 

13.Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

 

14.При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.

С использованием «ЛЕГО» работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности.

 

15. Дидактические игры (на основе уже описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции).

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Список литературы:

  1. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996.
  2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001.
  3. Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996.
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., 2003.
  5. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.
  6. Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996.
  7. Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995.
  8. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: natalyamotorina
Просмотров: 1423 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Управление образования Серпуховского района
  • Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок"
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz