Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи.
Развитие звуковой стороны в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие речевого слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушенного произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по звучанию и артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речи, благодаря силе, хорошей подвижности органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Цель артикуляционной гимнастики – выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где они находятся (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5 -7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
- Занимаясь с детьми 4 - 5 летнего возраста, следите, чтобы движения были четкими и плавными, без подёргиваний.
В 6 – 7-летнем возрасте дети выполняют движения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
|