Рекомендации логопеда на летний период.
Уважаемые родители! Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться».
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. Ребенку и логопеду приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь на то, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения.
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова: "баРеЛина" вместо "балерина", "аквария" вместо "аквариум", "телек" вместо телевизор. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.
Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для выработки плавной воздушной струи.
- Дыхательные игровые упражнения.
При выполнении данных упражнений необходимо следить, чтобы ребенок не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Упражнения: «Подуем на султанчики», «Ветряная мельница» (Игрушка – мельница из песочного игрового набора или вертушка); «Снегопад» («Листопад») (сдувать с ладони или со стола «снежинки» из ваты, салфеток, листья из бумаги или настоящие, опавшие); «Бабочки» («Птички»), «Кораблик». (Игрушки); «Живые предметы» (плавно дуть на карандаши, катушки и прочее), «Шторм в стакане» (соломинка для коктейля и стакан с водой (1/4) – дуть через трубочку), «Задуй свечу» (задуть свечу одним сильным выдохом), «Фокус» (на кончик носа кладем маленький кусочек ватки, высовываем язык «чашечкой» и дуем на кончик носа так, чтобы ватка подлетела высоко вверх ).
- Упражнения для работы над дифференцированным дыханием.
«Ныряльщики» (ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом, обхватывая себя руками и приседая, делает выдох носом), «Надуй игрушку», «Мыльные пузыри».
- Упражнения и игры для выработки фонационного дыхания.
«Веселые звуки»
Пропевание на одном выдохе гласных звуков: А, О, У, И, Э. Взрослый предлагает спеть «песенки» гласных звуков. Набрав побольше воздуха спеть длинную песенку. Звуки можно пропевать по одному, а можно объединять их в сочетания. Например: «АУ», «УА», «АОУ».
«Сдуй шарик» (звук Ф), «Змейка» (звук Ш), «Жуки» (звук Ж), «Насос» (звук С). Длительное произнесение на одном выдохе согласных звуков.
Упражнения для развития фонематических процессов
- Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «мак»? Какой 1, 2, 3?)
- Придумывание слов на заданный звук.
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: л-у-к – лук, м-о-ш-к-а - мошка).
- Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот; пар-парк; Оля – Коля, Толя, Поля).
- Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
- Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 3-5 звуков.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шина, уши, кошка.)
- Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв (разрезной азбуки, магнитных букв): кот, дом, дым, мама и т.д.
Упражнения для развития слоговой структуры слова
(слогового анализа и синтеза)
- Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
- Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов (Начинаем с 2-х, 3-х)
- Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: бан-ра-ба, ка-сум).
- Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
- Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
- Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
- Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.
Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи
- Упражнения для обучения изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады; гулял где? (за садом); много - это глаза, а один …; много - это уши, а одно …; одна конфета – а шесть … и т.д.)
- Упражнения для обучения образованию новых слов (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
- Подбирать подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
- Заканчивать предложения: Весной картошку сажают, а осенью … Воду наливают, а соль …
- Называть детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
- Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.
- Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
- Сочиняйте стихи, рифмы.
- Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
- Игра в слова: «Назови все свои игрушки», «Придумай слова, которые обозначают транспорт», «Назови цвета», «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «Вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
- Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
- Расспрашивайте о важных для него событиях.
- Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
- Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
- Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составление предложений по заданным словам и т.д..
- Использованная литература: Е. Краузе "Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения" - м.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013.
Источник: https://lenka676-ozr.jimdo.com/для-вас-родители/домашнее-задание-на-лето/; https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logoped |