Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает — задерживается и развитие речи. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки.
Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.
Как отмечает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.
Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи.
Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.
Работу по тренировке пальцев можно начинать очень рано: с 3—4-месячного возраста ребенка. Вначале это только массаж (легкое поглаживание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения в виде пассивных (с помощью взрослого) сгибаний и разгибаний каждого пальчика в отдельности (проводятся по несколько раз в день в течение 2— 3 мин). В 7—8 месяцев уже вполне возможна и активная тренировка рук: ребенка можно обучить перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (погремушки, пуговицы, бусы и т.д.). В конце первого — начале второго года жизни ребенку становятся доступны многие игры: с вкладышами, кольцами, кубиками, деревянными складными игрушками и т.п. Такие игры дают возможность тренировать тонкие движения пальцев рук. Для стимуляции речевой функции вполне достаточно 5—10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой моторики.
Работа над тонкими движениями рук рекомендуется для всех возрастных групп, с постепенным усложнением заданий. Начинать занятия пальчиковой моторики следует с простых упражнений, доступных большинству детей. Тот, кто не может самостоятельно выполнить движения, начинает пассивные движения пальцами, т.е. с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчиковые движения совершенствуются, и дети уже не нуждаются в чьей-либо помощи.
Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потешками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слушать сказку и вместе со взрослым «инсценировать» ее содержание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами.
Как играть в пальчиковую игру?
Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поет взрослый.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
- взрослый выполняет движение руками ребенка;
- ребенок выполняет движение своими руками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять.
Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поет взрослый.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
- взрослый выполняет движение руками ребенка;
- ребенок выполняет движение своими руками.
Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движение по-своему, его не следует исправлять.
Пальчиковые игры со стихами
Сорока
Сорока, сорока,
Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.
Где была? Далёко?
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.
Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил,
Ничего не получил.
Моя семья
Этот пальчик — дедушка,
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Хлопают в ладоши.
Пять маленьких братьев
Пять пальцев на руке своей
Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.
Назвать по имени сумей.
Первый палец — боковой —
Называется большой.
Палец второй — указчик старательный,
Не зря называют его указательным.
Третий твой палец — как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Неповторимый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший — любимец,
По счету он пятый.
Зовется мизинец.
Лошадки
По дороге белой, гладкой
Дети «скачут» пальцами по столу в ритме стихотворения.
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
Мы рисовали
Мы сегодня рисовали,
Дети плавно поднимают руки вперед перед собой, встряхивают кистями.
Наши пальчики устали.
Наши пальчики стряхнем,
Рисовать опять начнем.
Пальчиковые игры
«Веер»
Ладони лежат на столе. На счет «раз—два» — раздвигать и сдвигать пальцы вместе.
«Человечки»
Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу. То же выполнять левой рукой. Можно наперегонки.
«Птички»
Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, совершать движения вверх-вниз (птички летят, машут крыльями) (рис. 1).
«Козлята»
То же упражнение, но выполнять одновременно двумя руками.
«Очки»
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.
«Замок»
На счет «раз» — ладони вместе, на счет «два» — пальцы в «замок».
Пальчиковые игры с цветными палочками
Выкладывание из цветных палочек различных фигур и обыгрывание их стихотворным текстом.
«Елочка»
Елочка зеленая выросла в лесу,
Елочку зеленую я домой несу.
Положить три палочки вертикально (ствол дерева), остальные —8 палочек выложить в виде веток под наклоном.
«Лодочка»
Лодка у берега речки стоит,
С лодки рыбак рыбу удит.
Выложить палочками лодочку: две палочки снизу, четыре – сверху, две - по бокам.
Пальчиковая гимнастика
- Катание шестигранного карандаша между ладонями рук.
- Катание грецкого ореха, шишки между ладонями рук.
- Имитация игры на музыкальных инструментах (пианино, дудочка, гармошка).
Физкультминутки.
Птички»
Выполнять взмахи двумя руками в сторону, горизонтально до уровня плеч, затем вниз к бедрам.
Летели две птички, собой невелички,
Как они летели,
Все люди глядели.
«Косари»
Выполнять взмахи двумя руками одновременно на уровне пояса влево-вправо, затем взмахи одной рукой, каждой по отдельности влево-вправо.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два».
Игры-шнуровки
«Зашнуруй ботинок», «Пуговицы», «Яблоко с червячком» и др.
Игры с крупой и различными видами семян
Изготовление букв из различного материала для обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и чтению. Для этого используются семена арбуза, дыни, тыквы, горох, фасоль, гречка, пшено.
Упражнения с бусинками, пуговицами, прищепками
Нанизывание бусинок на нитку для изготовления бус для куклы, любимой мамочки.
Игры с прищепками
«Помогаем маме вешать белье», «Лучики солнца», «Ежик из прищепок», «Дождик из прищепок».
Литература
- Белая А.Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.
- Расскажи стихи руками (по мотивам английского фольклора). Вольный перевод В. Егорова. М., 1992.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.
- Журнал «Воcпитатель ДОУ», 2010/6, 2011/10.
|