Сайт учителя-логопеда Моториной Натальи Васильевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Играем пальчиками – развиваем речь

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформи­рованности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения паль­цев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нор­мы, если развитие движений пальцев отстает — задерживает­ся и развитие речи. Ученые, изу­чающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значе­ние функций руки.

 Учеными-физиологами доказа­но, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре голов­ного мозга положительно влия­ет на подвижность органов арти­куляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

 Как отмечает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи­тать еще одной речевой зоной мозга.

 Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по тре­нировке тонких движений паль­цев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилакти­ке и преодолению нарушений речи.

Если речь ребенка развивает­ся нормально, все равно нужно за­ботиться о развитии у него тон­ких движений пальцев рук, если же развитие речи малыша отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое вни­мание.

 Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

 Работу по тре­нировке пальцев можно начинать очень рано: с 3—4-месячного возраста ребенка. Вначале это только массаж (легкое поглажи­вание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражне­ния в виде пассивных (с помо­щью взрослого) сгибаний и раз­гибаний каждого пальчика в отдельности (проводятся по не­сколько раз в день в течение 2— 3 мин). В 7—8 месяцев уже впол­не возможна и активная трени­ровка рук: ребенка можно обу­чить перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (погремушки, пуговицы, бусы и т.д.). В конце первого — начале второго года жизни ребенку ста­новятся доступны многие игры: с вкладышами, кольцами, кубиками, деревянными складными игруш­ками и т.п. Такие игры дают воз­можность тренировать тонкие движения пальцев рук. Для сти­муляции речевой функции вполне достаточно 5—10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой мо­торики.

 Рабо­та над тонкими движениями рук рекомендуется для всех возраст­ных групп, с постепенным усложнением заданий. Начинать занятия пальчико­вой моторики следует с простых упражнений, доступных боль­шинству детей. Тот, кто не может самостоятельно выпол­нить движения, начинает пассив­ные движения пальцами, т.е. с по­мощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчи­ковые движения совершенству­ются, и дети уже не нуждаются в чьей-либо помощи.

 Дети с интересом занимаются развитием пальчиков во время чтения им стихов, рассказывания сказок, работы с ними над потеш­ками, другим речевым материалом, а также когда предлагается слу­шать сказку и вместе со взрослым «инсценировать» ее со­держание пальчиковыми движениями и изображениями, обыграть сказку с персонажами.

Как играть в пальчиковую игру?

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет уме­ние выполнять правильные дви­жения пальчиками в то время, когда поет взрослый.

 Все пальчиковые игры прово­дятся тремя способами:

  • взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
  • взрослый выполняет дви­жение руками ребенка;
  • ребенок выполняет движе­ние своими руками.

 Никогда не следует принуж­дать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движе­ние по-своему, его не следует исправлять.

 

Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте, и малыш видел, как вы поете, а вы видели его лицо. Для ребенка до 3 лет хорошим результатом будет уме­ние выполнять правильные дви­жения пальчиками в то время, когда поет взрослый.

 Все пальчиковые игры прово­дятся тремя способами:

  • взрослый сам выполняет движения — ребенок смотрит;
  • взрослый выполняет дви­жение руками ребенка;
  • ребенок выполняет движе­ние своими руками.

 Никогда не следует принуж­дать ребенка играть. Если игра ему понравится, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если малыш показывает движе­ние по-своему, его не следует исправлять.

 

Пальчиковые игры со стихами

Сорока

Сорока, сорока,

Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.

Где была? Далёко?

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

Моя семья

Этот пальчик — дедушка,

Дети поочередно сгибают паль­цы, начиная с большого.

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Хлопают в ладоши.

Пять маленьких братьев

Пять пальцев на руке своей

Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.

Назвать по имени сумей.

Первый палец — боковой —

Называется большой.

Палец второй — указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец — как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Неповторимый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший — любимец,

По счету он пятый.

Зовется мизинец.

Лошадки

По дороге белой, гладкой

Дети «скачут» пальцами по сто­лу в ритме стихотворения.

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок.

Мы рисовали

Мы сегодня рисовали,

Дети плавно поднимают руки вперед перед собой, встряхивают кистями.

Наши пальчики устали.                    

Наши пальчики стряхнем,

Рисовать опять начнем.

Пальчиковые игры

«Веер»

Ладони лежат на столе. На счет «раз—два» — раздвигать и сдви­гать пальцы вместе.

 «Человечки»

Указательным и средним паль­цами правой руки «бегать» по столу. То же выполнять левой рукой. Можно наперегонки.

«Птички»

Пальцами обеих рук, подня­тых к себе тыльной стороной, совершать движения вверх-вниз (птички летят, машут крылья­ми) (рис. 1).

«Козлята»

То же упражнение, но выпол­нять одновременно двумя руками.

«Очки»

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз.

«Замок»

На счет «раз» — ладони вместе, на счет «два» — пальцы в «замок».

 

Пальчиковые игры с цветными палочками

 

 Выкладывание из цветных палочек различных фигур и обыгрывание их стихотворным  текстом.

«Елочка»

Елочка зеленая выросла в лесу,

Елочку зеленую я домой несу.

Положить три палочки вертикально (ствол дерева), остальные —8 палочек выложить в виде веток под наклоном.

«Лодочка»

Лодка у берега речки стоит,

С лодки рыбак рыбу удит.

Выложить палочками лодочку: две палочки снизу, четыре – сверху, две - по бокам.

Пальчиковая гимнастика

 

  • Катание шестигранного ка­рандаша между ладонями рук.
  • Катание грецкого ореха, шишки между ладонями рук.
  • Имитация игры на музы­кальных инструментах (пианино, дудочка, гармошка).

Физкультминутки.

Птички»

Выполнять взмахи двумя рука­ми в сторону, горизонтально до уровня плеч, затем вниз к бедрам.

Летели две птички, собой невелички,

Как они летели,

Все люди глядели.

«Косари»

Выполнять взмахи двумя рука­ми одновременно на уровне по­яса влево-вправо, затем взмахи одной рукой, каждой по отдель­ности влево-вправо.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда.

Делай «раз» и делай «два».

Игры-шнуровки

 

«Зашнуруй ботинок», «Пуговицы», «Яблоко с червячком» и др.

 

Игры с крупой и различными видами семян

 

Изготовление букв из различ­ного материала для обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте и чтению. Для этого используются семена арбу­за, дыни, тыквы, горох, фасоль, гречка, пшено.

 

Упражнения с бусинками, пуговицами, прищепками

 

Нанизывание бусинок на нит­ку для изготовления бус для куклы, любимой мамочки.

Игры с прищепками

 

«Помогаем маме вешать белье», «Лучики солнца», «Ежик из при­щепок», «Дождик из прищепок».

 

Литература

  • Белая А.Е., Мирясова В. И. Паль­чиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.
  • Расскажи стихи руками (по моти­вам английского фольклора). Вольный перевод В. Егорова. М., 1992.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гим­настика для развития речи до­школьников. М., 1999.
  • Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М., 2005.
  • Цвынтарный В.В. Играем паль­чиками и развиваем речь. СПб., 1997.
  • Журнал «Воcпитатель ДОУ», 2010/6, 2011/10.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: natalyamotorina (01.26.2016)
Просмотров: 733 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Управление образования Серпуховского района
  • Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок"
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz