Цели:
- четкое произношение звука [с] в слогах, словах и фразовой речи; дифференциация на слух звуков [с-ш];
- определение наличия и положения звука в слове; анализ прямых слогов «са», «су»;
- упражнение на закрепление словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- закрепление обобщающих понятий (транспорт, игрушки);
- упражнение, развивающее понимание отношения «целое и его части»;
- совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости;
- закрепление употребления существительных в родительном падеже;
- образование новых глаголов приставочным способом;
- развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением;
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
- развитие логического мышления.
Словарная работа: транспорт, игрушки, шоссе, вправо, влево, далеко, близко, проехал, подъехал, въехал, съехал, отъехал, приехал,переехал, поехал.
Оборудование:
- картинки: Самоделкин, самосвал, самосвал со спущенным колесом, самосвал с Самоделкиным;
- игрушки (самосвал);
- предметные картинки: самолет-самолетик, самокат-самокатик, совок-совочек, бусы-бусики, санки-саночки, коляска-колясочка;
- нарисованная дорога;
- игра «Куда едут машины»;
- предметные картинки с изображением самосвала без кузова, без колес, без кабины;
- сундучок.
Ход.
1. Организационный момент.
Логопед: - Послушайте сказку: - В сказочном городе живёт весёлый мастер Самоделкин. У Самоделкина есть любимая машина … (самосвал). Услышал Самоделкин, что в д. Райсемёновское в д/с «Родничок» живут дружные и весёлые ребята и решил приехать к нам в гости на своём самосвале. Дорога дальняя, а поэтому нужно проверить, всё ли у машины в порядке. Ай-ай-ай, какая беда! Посмотрите что случилось? (Показывает картинку).
Дети: - У самосвала спустило колесо.
Логопед:- Что нужно сделать, чтобы колесо стало опять круглым? (Накачать.) Чем? (Насосом.)
2. Произнесение, характеристика звука [с].
Покажите, как насос будет надувать колесо. (с-с-с). Ребята, а ведь насос издает какой-то звук? Кто мне скажет, что это за звук? (Это звук [с]. Он согласный, твёрдый.)
3. Воспроизведение звука [с] в слоговых рядах.
Ну вот, колесо в порядке. Можно заводить самосвал. Но только он заводится не бензином, а волшебными стихами – потешками. Давайте попробуем.
Са–са–са, са–са–са – нет у машины колеса.
Со–со–со, со–со–со – надо сделать колесо.
С у- су–су, су–су–су – колесо себе несу.
Дети садятся за столы.
4. Определение наличия звука [с] в словах, определение положения места звука в слове.
Самосвал готов к путешествию. Но что-то он не торопится. Ах, да! Он забыл взять в подарок картинки. Нужно помочь Самоделкину отобрать только те картинки, в названии которых есть звук [с]. Давайте сначала отберём картинки с изображением предметов, в названии которых звук [с] стоит в начале слова. (Дети отбирают картинки.) А теперь те картинки, в названии которых звук [с] стоит в середине слова. (Работа со зв. домиками). На доске у нас расположены большие картинки, а в сухом бассейне хитрый Самоделкин спрятал маленькие картинки. Сейчас вы по очереди попробуете найти и достать их из бассейна. Кто был внимательным и скажет, как назвать все отобранные предметы одним словом? (Игрушки)
Поставьте картинки парами: большой предмет и маленький. Назовите получившиеся пары. Например: санки и саночки.
5. Образование новых глаголов приставочным способом.
Самоделкин, наконец, может выехать из сказочного города. Ребята, мы тоже отправимся в путешествие вместе с Самоделкиным. Нужно будет рассказать обо всём, что встретится на нашем пути. А ждет нас немало интересного.
- Знакомство с новым словом.
Самоделкин поедет по дороге, которая называется «шоссе». Как называется дорога, по которой поедет самосвал? (ответы хором и индивидуально)
Отправляемся в путь. (Логопед просит ребёнка начинать путешествие)
- Образование глаголов приставочным способом.
1-ый ребенок: «Самосвал выехал из сказочного города и поехал по шоссе, подъехал к лесу, проехал лес и поехал дальше. Подъехал к мосту, заехал на мост, переехал через речку, съехал с моста и поехал прямо по шоссе».
2-ой ребенок: «Самосвал поехал по шоссе и остановился у домика».
Л:- Дети, этот домик называется станция «Авторемонт». Здесь нужно проверить, всё ли в порядке с колесами у самосвала. Давайте представим, как катятся колеса.
Динамическая пауза
Катились колеса, колеса, колеса
Катились колеса то криво, то косо.
Катились колеса на луг под откос
И вот что осталось от этих колес.
- Анализ и синтез прямых слогов
3-й ребенок: «Самосвал отъехал от станции «Авторемонт» и поехал дальше. Подъехал к домикам и остановился».
Л:- Что это за домики? В этом домике живет слог «Са». Какой первый звук в слоге «Са» ([с] – согласный, твердый; второй звук [а] – гласный).
В этом домике могут жить слова, которые начинаются со слога «Са».
Какие это слова? (дети называют).
Аналогичная работа проводится со вторым домиком – слогом «Су».
- Словарная работа. Ориентировка в пространстве.
4-й ребенок. «Самосвал отъехал от домиков и поехал дальше. Ехал, ехал и доехал до перекрёстка. И теперь не знает куда дальше ехать.
Логопед: Но это не беда. Сейчас мы узнаем куда ехать. Поиграем в игру: « В какую сторону едут машины?» В какую сторону едет самосвал? (в правую сторону). Покажите правую руку. А автобус и такси? (в левую). Покажите левую руку. В каком направлении движется легковая машина (вправо). Какие машины едут близко от самосвала (автобус и такси), а какая далеко? (легковой автомобиль).
Пальчиковая гимнастика с мячом: «Весёлый мяч»
Упражнение, развивающее понимание «целое и его части».
Ребёнок: «Самосвал поехал дальше по шоссе и подъехал к станции «Покраска машин»
Логопед: - Здесь работает художник Карандаш, друг Самоделкина. Он прислал нам свои рисунки-загадки. Угадайте, каких частей не хватает у этой машины?»
Дети. Эта машина без колёс.
Эта машина без кузова.
Эта машина без кабины.
Логопед. Молодцы, правильно отгадали. Можем ехать дальше. Самосвал поехал дальше и подъехал к Детскому саду "Колобок"
6. Заключительная часть.
- Вот и закончилось наше путешествие. (стук в дверь, заходит Самоделкин).
Самоделкин: - Здравствуйте, ребята! Как я рад, что приехал к вам в гости. Путешествуя, я узнал много интересного и привез вам гостинцы. Вы найдете их в предмете, название которого начинается с того же звука, что и мое имя.
Логопед: - Какой это звук? ([с]). Этот предмет находится справа от вас. Догадались? (Сундук). В сундуке лежат гостинцы, названия которых тоже начинаются со звука [с]. Это такие круглые, хрустящие, вкусные. Послушайте загадку:
Маленькое сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна его не съем,
Разделю ребятам всем.
(сушка)
Самоделкин: Правильно, ребята! Я знаю, что вы недавно познакомились с буквой С.
Л.: У вас на подносах лежат различные предметы, давайте из них попробуем выложить букву «С» (дети выкладывают из предложенного материала букву «С»).
Самоделкин: А вы можете из сушки сделать букву «С»? (откусить кусочек) Ой, какие вы молодцы!
Логопед: - На этом, ребята занятие закончено. Самоделкину пора возвращаться в Сказочный город, а мы отправимся на прогулку и после обеда съедим сушки.
|