Цели: расширить кругозор у педагогов в отношении способов, приемов и методов арт-терапии используемых в работе с детьми; познакомить с опытом работы по проведению и организации занятий с использованием арт-терапии.
Задачи: - обосновать возможность практического применения нового полисубъективного подхода к развитию арт-терапии, в рамках которого можно эффективно использовать сказки, музыку, цвет, художественное слово и пр.;
- отработать приемы и техники видов арт-терапии (библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, имаготерапия, игротерапия);
- гармонизировать эмоциональное состояние, обеспечить налаживание коммуникации, сенсорной стимуляции.
Оборудование и материалы: видеопроектор, мини-лазер, леддоска, презентация, аудиозаписи, магнитофон, самодельные инструменты (бутылочное пианино, барабаны, трещётки, тамбурины, водяные органы, треугольник-вешалка), свистульки, султанчики, муляж пульта, ростовая кукла – Колобок, пальчиковые краски, резинки (глазки, ёлочки) для театра ладошек, пальчиковый театр «Эмоции», гуашь, кисточки, баночка для воды, салфетка, веревочка, клей ПВА, альбомный лист с контурным изображением сосульки, сувениры «Солнышко».
Занятие разработали: Учитель-логопед Моторина Н. В., учитель-логопед Ермакова Е.Н., воспитатель Петрухина А. В.
Цели: расширить кругозор у педагогов в отношении способов, приемов и методов арт-терапии используемых в работе с детьми; познакомить с опытом работы по проведению и организации занятий с использованием арт-терапии.
Задачи: - обосновать возможность практического применения нового полисубъективного подхода к развитию арт-терапии, в рамках которого можно эффективно использовать сказки, музыку, цвет, художественное слово и пр.;
- отработать приемы и техники видов арт-терапии (библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, имаготерапия, игротерапия);
- гармонизировать эмоциональное состояние, обеспечить налаживание коммуникации, сенсорной стимуляции.
Оборудование и материалы: видеопроектор, мини-лазер, леддоска, презентация, аудиозаписи, магнитофон, самодельные инструменты (бутылочное пианино, барабаны, трещётки, тамбурины, водяные органы, треугольник-вешалка), свистульки, султанчики, муляж пульта, ростовая кукла – Колобок, пальчиковые краски, резинки (глазки, ёлочки) для театра ладошек, пальчиковый театр «Эмоции», гуашь, кисточки, баночка для воды, салфетка, веревочка, клей ПВА, альбомный лист с контурным изображением сосульки, сувениры «Солнышко».
«АРТколлаж»
Заставка «Ералаш» логопеды
Мальчишки и девчонки
И все преподаватели!
Чудесные истории, еще и занимательные!
Чудесные истории экран покажет наш.
Смотрите, удивляйтесь
Ведь это - АРТколлаж!!!
Сегодня для вас работает канал АРТ – терапия.
(программки, пульт)
Здесь передачи разные:
Веселые и важные.
Вы пульт скорей возьмите,
На наш канал переключите! (заставка АРТ)
Заставка «В гостях у сказки»
Колобок-игрушка
Я много видел сказок про себя,
Но эта необычна, интересна.
Здесь персонажи: пальчики-друзья,
Я сам был удивлен, поверьте, честно!
Выходят дети подготовительной группы. (Театр ладошек)
Сказкотерапия «Колобок»
Жили-были дед
Имитируем движением руки бороду.
И баба.
Имитируем надевание и завязывание платка на голове.
Испекла баба колобок.
Соединяем в «кольцо» указательный и большой пальчик.
Прыг в окошко колобок-колобок,
Имитируем окошко соединением больших и средних пальцев обеих рук.
Покатился колобок наш в лесок.
Имитируем катание колобка верчением относительно друг друга сжатых кулачков.
Видит, зайка-побегай-ка бежит,
Делаем из пальчиков «зайку».
Прыг, остановился и стоит.
- Колобок-колобок, спой мне песенку!
- Я веселый колобок-колобок!
Имитируем из пальчиков (указательного и среднего) колобок, в ритме строчки нажимаем пальчиками друг на друга; качаем головкой.
Я могу катиться, словно клубок!
Имитируем катание.
Покачусь я лучше дальше в лесок!
Имитируем елочку (пальчики пропускаются между собой).
И не сяду я к тебе на зубок!
Показываем на свой зубик.
Покатился колобок-колобок,
Имитируем катание.
Покатился еще дальше в лесок.
Имитируем елочку.
Видит, серенький волчок к нему бежит,
Имитируем волка.
Прыг, остановился и стоит.
- Колобок-колобок, спой мне песенку!
- Я веселый колобок-колобок!
Имитируем из пальчиков колобок, в ритме строчки нажимаем пальчиками друг на друга; качаем головкой.
Я могу катиться, словно клубок!
Имитируем катание.
Покачусь я еще дальше в лесок!
Имитируем елочку.
И к тебе не сяду я на зубок!
Показываем на свой зубик.
Покатился колобок-колобок,
Имитируем катание.
Покатился еще дальше в лесок.
Имитируем елочку.
Видит, мишка косолапый спешит,
Имитируем мишку - «ходят» большой и указательный пальцы.
Вдруг остановился и стоит.
- Колобок-колобок, спой мне песенку!
- Я веселый колобок-колобок!
Имитируем из пальчиков колобок, в ритме строчки нажимаем пальчиками друг на друга; качаем головкой.
Покатился еще дальше в лесок,
Имитируем катание и елочку.
Я могу катиться, словно клубок!
Имитируем катание.
Покачусь я еще дальше в лесок!
Имитируем катание и елочку.
И к тебе не сяду я на зубок!
Делаем отрицательный жест головой, показываем на свой зубик.
Покатился колобок-колобок,
Имитируем катание.
Покатился и от мишки в лесок.
Имитируем елочку.
Видит, рыжая лисичка спешит,
Хвостиком своим виляет,
Имитируем «виляние» волнообразным движением кисти руки.
Говорит: «Колобок-колобок, спой мне песенку!»
- Я веселый колобок-колобок!
Имитируем из пальчиков колобок, в ритме строчки нажимаем пальчиками друг на друга; качаем головкой.
Я могу катиться, словно клубок!
Имитируем катание.
От тебя подальше укачусь я в лесок!
Имитируем катание и елочку.
И не сяду я к тебе на носок!
Показываем на свой носик.
Программа следующая «Ручки очумелые»
Заставка передачи «Пока все дома»
Мы расшифруем: ручки очень уж умелые!
И колобка они пекли, лепили
Еще назвать их можно: «Ручки золотые».
Что вам не нужно, просьба не бросать!
Вполне возможно - это пригодится.
Вот, например, веревочкой сосульку рисовать
Не каждый сможет. Стоит поучиться!
Рисование веревочкой. Видео. (Дети старшей группы)
Весною пахнет, слышите? Ощущенье счастья!
Природа вдруг проснулась в одночасье.
Прогноз погоды мы сейчас узнаем.
Внимание, переключаем!
Заставка «Прогноз погоды»
На всей территории России - Весна!
Ну как всю эту красоту не показать
А если нам еще о ней и рассказать!
Поможет нам в этом «волшебная» доска.
Доска. Мнемотаблица. Весна.
Весна, как солнышко сияет.
|
- Какое сейчас время года? Что весной сияет?
|
И радостно звенит капель,
|
- Как звенит капель весной? Что радостно звенит?
|
А птицы песни распевают.
|
- Кто поёт весной? Что они распевают?
|
Бежит, торопится ручей.
|
- Что делает ручей?
|
Заставка «Угадай мелодию»
Вы слышите? Кто так кричит? (голоса птиц, животных)
Животные и птицы!
Веселый шум и гам стоит.
И никому не спится!
А вот попробуйте сейчас вы отгадать
Какой из инструментов будет как звучать,
Чью песню музыку ему исполнить?
Прошу я вас помочь нам и запомнить.
Педагог предлагает гостям прослушать сказку и выступить в роли музыкантов оркестра используя музыкальные инструменты.
Сказка «Как медведь весну искал» (игра на музыкальных инструментах; гости)
Проснулся как-то мишка косолапый. (барабаны)
Встряхнулся после длительного сна. (султанчики)
Разгреб снежок своей мохнатой лапой
И слышит, радуется лес: пришла Весна! (песочные маракасы, гитара)
Таращит мишка удивленно глазки
Ну что за чудо? Кто она, Весна?
Быть может из какой-то дивной сказки?
Ну, покажись скорее мне сама!
«Она повсюду, мишка, посмотри!
Ты слышишь? Это звук капели» - (пианино бутылочное)
Слетая с ветки, дятел говорит. (барабаны)
А это раздаются птичьи трели. (свистулька)
Ручей торопится, журчит, (водяные органы)
Листва тихонько шелестит (султанчики)
И первый гром раздастся вдруг. (барабаны, тамбурины)
Цветы растут, трава вокруг.
Дождем весенним лес умыло, (султанчики, треугольники)
Все заиграло, все ожило. (все)
Сороки, глянь, как разболтались,
Разговорились, растрещались. (трещётки)
И ноты учит соловей,
Готов запеть уже скорей. (свистулька)
И звуки так переплелись,
Что воедино все слились.
И заиграл оркестр Весны
Покажем вместе с вами мы!!! (все)
Заставка «Наедине со всеми»
Душевно так мы посидели…
Нет, не одни: «Наедине со всеми»!
Так хочется подумать иногда, поразмышлять
И настроение друг друга угадать.
Помочь, утешить и развеселить.
Эмоции нам помогают жить!
«Настроение пальчиков» видео (дети старшей и подготовительной группы)
Про девочку Машу и настроения ее пальчиков
Жила-была девочка Маша. Как-то раз Маша легла спать... Спит Маша и видит сон... Ее пальчики нацепили цветные колпачки, а некоторые пальчики стали очень оживленно беседовать. Один пальчик расшумелся, расшалился. Другой пальчик начал важничать перед всеми и хвастаться. А один пальчик стал спорить и даже пытался затеять драку. «Так-так, — сказала Маша. — Будем разбираться». И тут Маша поняла, в чем дело. Каждый пальчик вел себя по-разному. Кто-то радовался и был в очень хорошем расположении духа. А кто-то тихо грустил. Кто-то стоял с виноватым видом. У одного пальчика был очень испуганный взгляд. А другой пальчик смотрел как-то очень недоброжелательно, прищурив глаза. Маша поняла, что каждый пальчик чувствовал и выражал свою эмоцию. У каждого пальчика было свое настроение. Давайте и мы с вами, ребята, рассмотрим, какие же настроения были у Машиных пальчиков.
«Пальчиковые настроения» (пальчиковая игра с элементами психогимнастики)
Задания для правой руки
Пальчик-большак, он умеет гордиться,
Если гордится, то делает так.
Выставляем большой пальчик.
Пальчик-указка у нас любопытный,
Выражаем эмоцию интереса.
Он любопытство покажет вот так.
Делаем указующий жест,
А середняк у нас пальчик-завистник,
Оттягиваем средний палец на себя.
И никто не захочет с таким вот водиться,
Ты в стороне позавидуй один!
«Грозим» указательным пальчиком левой руки.
Вот безымянный, так часто стыдится,
Наклоняем безымянный пальчик,
Что опускать он головку привык.
изображаем эмоцию стыда.
Ну а мизинчик — малыш-шалунишка,
Он весельчак, баловник, озорник.
Изображаем озорное, шаловливое, беззаботно-веселое выражение лица.
Задания для левой руки
Пальчик-большак, он всегда всему рад,
Выражаем на лице радость.
Если он рад, то всегда стоит так.
Выставляем большой пальчик.
Пальчик-указка рад удивляться,
Выражаем эмоцию удивления.
Когда удивляется, сильно вытягивается.
Делаем указующий жест.
Средний — сердитый, злобный мальчишка.
Изображаем эмоцию злости.
Ты, драчунишка, постой-ка один,
Оттягиваем средний палец на себя,
С тобою ведь тоже не станут водиться.
«грозим» указательным пальцем правой руки.
Пальчик четвертый — очень ослабленный,
Наклоняем безымянный пальчик,
Грустный, печальный стоит безымянный,
изображаем эмоцию грусти.
Ну а мизинчик, трусишка-малыш,
Выражаем эмоцию страха.
Если боишься, ты к братьям прижмись.
Прижимаем друг к дружке все пальчики.
Если все пальцы сожмем мы в кулак,
Выполняем действие.
Ну а потом разожмем и расслабим,
Выполняем действие.
Мы настроение с вами улучшим!
Улыбаемся.
Сделаем пальцем большим снова так!
Выставляем большие пальчики обеих рук.
Ну, что немного настроение подняли?
У вас сейчас какое угадали?
А чтобы дальше вам не заскучать
Мы приглашаем всех потанцевать!!!
Переключаем…
Заставка «Танцы со звездами»
Начинаем! На парный танец приглашаем. (Гости)
«Разноцветная игра»
- Я с утра гляжу в окошко,
Дождик льёт как из ведра,
Дождик льёт как из ведра,
Дождик льёт как из ведра.
Только выручить нас может
Разноцветная игра,
Разноцветная игра,
Разноцветная игра.
Припев.
Никому про наш секрет не говори,
А стекляшек разноцветных набери.
Ты зажмурься и три раза повернись,
А теперь глаза открой и удивись! (2 раза)
- Две обычных серых кошки
Мокнут посреди двора,
Мокнут посреди двора,
Мокнут посреди двора.
Сделать их цветными может
Разноцветная игра,
Разноцветная игра,
Разноцветная игра.
Припев.
- Для чего нужны стекляшки
Рассказать уже пора,
Рассказать уже пора,
Рассказать уже пора.
Смотришь в них, и мир раскрашен,
Вот и вся наша игра,
Вот и вся наша игра,
Вот и вся наша игра!
Припев.
Искусство никого не оставляет равнодушным.
Будь танец, живопись, скульптура и стихи
И жизнь становится совсем не скучной.
Оно дает нам выплеснуть свои мечты.
Обиду, боль все, что нам интересно,
Мы оставляем в строчках, на холсте.
Искусство лечит это всем известно.
И для детей важно оно вдвойне!
Давайте, улыбнёмся все друг другу,
Ведь без улыбки, смеха нам нельзя прожить.
И разбегутся шустро лучики по кругу
У солнышка, что будем вам сейчас дарить.
Оно как символ мира и добра.
Вы вот сюда, где сердце прикрепите.
А если вдруг взгрустнется иногда,
Его в ладошках просто подержите.
Вручаются сувениры гостям.
Список используемой литературы
- Зайцева Л.И. Речевые, ритмические и релаксационные игры для дошкольников. СПб: ООО «Издательство «Детство - пресс»», 2013. – 32 с.
- Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: посоие для родителей и педагогов / С.В. Исханова – Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 45 с.
- Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: психогимнастические превращения/ С.В. Исханова – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 95 с.
- Р. Граббет Игры для малышей от 2 до 6 лет/Пер. с нем. О. Асписовой.-М.: РОСМЭН, 1999. – 160 с.
|