Цель: приобщать детей к экологической культуре, содержащей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе: эстетические, познавательные, нравственные, практически-оздоровительные, патриотические.
Задачи:
- развивать научные представления о деревьях (березе) осенью путем созерцания, размышления, анализа и сравнения, опытов;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, дыхание, чувство ритма;
- формировать правильную артикуляцию и четкое произношение слов;
- закреплять знания об осени, обогащать словарь;
- развивать речевую память;
- упражнять в употреблении антонимов;
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- умение выражать свои чувства и настроения, читая стихи, произведения народного творчества, в процессе игр;
- способствовать становление потребности в общении с природой и заботиться о ней.
Предварительная работа: «посещение» детьми деревьев: eль, тополь, осина, клён, липа; разучивание загадок об осени, пословиц и поговорок о ноябре; сбор гербария из осенних листьев; разучивание
речевой игры «» и упражнения на координацию движений и речи «»; сбор семян берёзы.
Оборудование: изделия из бересты, используемые в быту, старинном и современном (туесок, вязанка дров, березовый веник, ложка, семена березы для опыта, собранные листья деревьев, сундук.
Игровые технологии: упражнения на координацию речи и движения «Были бы у берёзки ножки…», динамическое упражнение «Осень», сопряженная гимнастики для рук и языка «Грибок»; речевые игры: «Скажи наоборот», «Скажи какие?»
Ход:
Логопед. Ребята, какое сейчас время года?
Дети. Поздняя осень.
Логопед. Правильно, а загадку об осени вы знаете?
Ребенок загадывает:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает —
Когда это бывает?
( Осенью.)
Какой осенний месяц сейчас?
Дети. Ноябрь, последний месяц осени.
Логопед. Что вы можете сказать о ноябре?
Дети рассказывают пословицы и поговорки о ноябре.
♦ Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной батюшка.
♦ Ноябрь — листогной.
♦ В ноябре зима с осенью борется.
♦ Холоденок батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
♦ Ноябрьские ночи до снега темны.
♦ В осеннее ненастье семь погод на дворе — сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет!
Логопед. Поздняя осень еще называется зазимье или предзимье. Холода сменяются потеплением, снег — дождем, но зима берет верх. Дети, какая осень нравится вам больше: золотая или поздняя?
Дети отвечают. У детей, которые выберут позднюю осень, педагог интересуется причиной их выбора.
Я тоже больше люблю позднюю осень. У нее есть еще красивое название «серебряная осень»: по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер. Серебряным звоном зима начинается. Хрустит молодой лед на лужах, земля промерзла, звенят от ветра ветви деревьев, синички в саду рассыпают серебряный звон.
Далее педагог предлагает детям подышать осенью.
Дети дышат, а затем рассказывают, чем пахнет осенний воздух (опавшей листвой, дождем, сырой землей, снегом).
Также детям предлагается noслушать осень, но слушать только звуки природы.
В ноябре не слышно птичьих трелей, опали почти все листья, насекомые заснули: осень как бы затаилась в преддверии зимы.
Мы с вами были в гостях у деревьев и узнали, как они готовятся к зиме. Вспомните, какие деревья растут у нас на участке?
Дети. Ель, осина, клен, липа.
Логопед. Сегодня мы пойдём еще к одному дереву, я загадаю загадку и вы сразу узнаете его:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке...
Белом сарафане.
(Береза.)
Да, дети, так берёза выглядит летом, а сегодня мы посмотрим, какая она поздней, «серебряной» осенью.
Дети вместе с педагогом идут к березе, шурша осенней листвой. Сначала педагог, а затем и дети здороваются с ней (дотрагиваются рукой до ствола, прикасаются щекой, обнимают).
Я и не сомневаюсь, вы сразу узнаете что у березы самое удивительное?
Дети. Кора.
Логопед. Чем она отличается от коры других деревьев?
Дети. Цветом.
Логопед. В коре березы есть особое вещество — битулин, которое и обеспечивает белый цвет. А через эти темные черточки и полоски береза дышит: в жару открываются и пропускают воздух к корням дерева. Ствол березы даже в жару прохладный.
Береза – самое почитаемое дерево на Руси. Про нее говорят: дерево-«пионер». Пионер — значит первый. Вот и береза всегда первой вырастает на лесных пожарищах, заброшенных полях. Почему?
Логопед предлагает детям провести небольшой эксперимент. Насыпает им в ладошки семена березы (крылатки) и предлагает дунуть. Обращает внимание детей на то, что семена очень легкие и даже слабый ветер уносит их далеко, а так как берёза любит свет, не боится ветра и мороза, она первой прорастает на открытых просторах.
Еще береза дерево-нянька. Она защищает другие деревья от ветра и зноя. Смотрите, сколько деревьев около берез, им здесь хорошо и уютно.
Для отдыха и переключения внимания детей проводится упражнение на координацию речи и движения «Хоровод».
Были бы у березки ножки
Побежала бы она по дорожке,
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Но нет у березки ножек,
Не бежит она по дорожке,
Не танцует она вместе с нами, не стучит она каблучками.
А стоит она на участке
Дарит радость она людям.
Появляется Лесовичок с сундучком.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! В гости к нам пожаловали. Слышал, слышал, как вы о березе добро говорили, славили нашу красавицу-березу, и загадку слышал.
Берёза — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы, которое издавна используют на Руси. Чего-чего только не дает она людям! А чем она полезна? Вы сейчас узнаете, а я вам подсказки приготовил.
Лесовичок достает из сундучка дары березы: туесок из бересты, вязанку дров, березовый сок, березовые почки и бересту (лекарства), березовый веник, лучину, ложки.
Дети рассматривают дары и беседуют о том, где и как используют эти подарки.
Туесок (собирать ягоды, хранить продукты)
Вязанка дров (согреет костер из них в непогоду)
Берёзовые почки и береста (используют для лечения многих заболеваний)
Веник (в баньке мил, кто с ним попарится – любую хворь прогонит)
Ложки (с ними и за стол всегда садимся, а после и старому и малому потешка)
Сок (жажду утолит, да от болезни защитит)
Логопед. Посмотрите, ребята, на лица и глаза гостей. Теперь и гости, конечно, согласятся с нами, что берёза – чудесное дерево.
Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Скажи наоборот», закончите предложение:
Ствол у берёзы тонкий, а у дуба … (толстый).
Ранней осенью листьев на деревьях много, а поздней…(мало).
Ель растёт далеко, а берёза… (близко).
У деревьев ветки растут высоко, а у кустарников …(низко).
Летом день длинный, а поздней осенью…(короткий).
А еще я знаю игру, которая называется «Скажи какие?»
Шишки ели – еловые шишки.
Листья с березы -…
Ствол у осины - …
Ветка у дуба - …
Лесовичок. Порадовали, порадовали! Вижу, что научились вы ведать природу, не чужие вы ей, а близкие, чувствуете себя ее частью, умеете ее наблюдать, понимать, у нее учиться, умеете в ней и с ней играть.
Логопед. Конечно, очень любим и тебя приглашаем с нами поиграть. Проводится артикуляционная гимнастика «Гриб под березой» и динамическое упражнение «Осеняя сказка».
«Гриб под берёзой»
Под берёзой растут грибы. (упр.«Гриб»)
У одних грибов ножки толстые (ладонью показывают шляпку гриба, кулачком - ножку)
У других грибов ножки тонкие. (ладонью показывают шляпку гриба, ребром ладони - ножку)
Соберём грибы в корзины (пальцы рук переплетают «Корзинкой». Язык «Чашечкой»).
Давайте с помощью рук и пальцев расскажем осеннюю сказку.
«Осенняя сказка»
Лучики осеннего солнца освещают лесную поляну, скользят по веточкам деревьев.
Дети поднимают руки вверх, упр. «Солнышко».
Подул прохладный осенний ветер, ветки деревьев закачались.
Руки вверху. Качают кистями рук влево - вправо.
Ветер усилился, стал холоднее, деревья закачались сильнее.
Качают руками вверху вправо – влево.
Вот небо нахмурилось, заморосил осенний дождь. Капли стекают по веткам и падают на землю.
Гладят руки и стряхивают кистями «воду».
И вот листок оторвался от ветки и, кружась в танце, скользнул по земле.
Руки подняты вверх, одну руку опускают в сторону и вниз, вращая кистью.
Следом за ним в воздухе закружился еще один.
Другую руку опускают в сторону и вниз, вращая кистью.
Все листья опали.
Лесовичок. Спасибо, ребята! Порадовали вы меня: знаете и любите деревья русского леса и понимаете законы природы, стали своими среди пеньков и шишек... Ваш девиз «На природу в любую погоду»? Тогда до встречи весной, а зимой я сплю!
Логопед. Вот и у березки гостях побывали. А на прощанье мы ей пожелаем...
Дети. Крепкого сна в зимнюю стужу, много пушистого снега, чистого неба.
Логопед. Милая береза! Вот и осень уходит. Снег накроет тебя своей пушистой ватой. И будешь ты спать под белым покрывалом до весны. А весной пусть первые птички совьют гнезда на твоих проснувшихся после зимнего сна ветках. До свидания, береза.
Список используемой литературы
Еханссон С. Среди пеньков и шишек . Детский сад со всех сторон. 2002. № 18.
Лопатина А., Скребцова М. Природа — глазами души. М., 1999.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах, деревьях и растениях 1998.
Четыре времени года. Сост. С.А. Веретенников, АА Клыкова 1966.
Воспитатель ДОУ. Практический журнал. №10/2011
Логопед. Научно-методический журнал. №9/2011
|